ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ ПОПОВ
Леонид Сергеевич Попов (литературный псевдоним Ленч) родился в 1905 году в местечке Морозовка Краснинского уезда Смоленской области. Он был вторым ребенком в семье. Его отец был военным врачом и музыкантом.
Леонид учился в Третьей Санкт-Петербургской гимназии, где учились сыновья многих знатных дворянских родов и высокопоставленных чиновников. С детства очень любил чтение, особенно поэзию. Каждое лето семья Поповых проводила в с. Молдино Тверской губернии, где снимала дом.
В 1914 году, когда началась I Мировая война, отца призвали в армию и направили на Кавказский фронт.
Летом 1917 года, спасаясь от голода, семья уехала из Петрограда на Кубань. В 1919 году умер от сыпного тифа отец. После смерти отца Леонид, еще будучи гимназистом, начал подрабатывать репетиторством. В 1920 году учеба в гимназии закончилась, и он устроился работать секретарем комитета по проведению трудовой повинности. С 1924 года жил в Краснодаре, занимался профсоюзной работой. В этот период начал писать первые стихи. Учился в Политехническом институте, служил в Центросоюзе агентом для поручений.
В 1929 году его направили в Ташкент работать фельетонистом в газету “Правда Востока”. В 1937 году в Ростове был репрессирован брат. (В последующем посмертно реабилитирован). В 1938 году была выпущена первая книга рассказов Леонида Сергеевича, а в 1939 он был принят в Союз писателей СССР. В годы Великой Отечественной войны служил во фронтовой газете.
После войны поселился в Москве.
Основные произведения писателя: пьесы “Большие хлопоты”, “Изгнание из рая”; либретто для оперетты “Веселый петух”; драма “Павел Греков”; сценарии к кинофильмам “Девушка без адреса”, “Сеанс гипнотизера”; сценарии к киножурналу “Фитиль”; повесть “Черные погоды” (о гражданской войне).
В книге “Встречи в пути” Леонид Сергеевич опубликовал воспоминания об удомельском периоде жизни семьи.
Справку подготовила Л.Е. Смирнова
Ленч (настоящая фамилия Попов) Леонид Сергеевич
[20.7(2.8).1905, д.Морозовка Краснинского у. Смоленской губ.— 28.1.1991, Москва]
— прозаик, сценарист.
Отец — генерал Добровольческой армии. Впервые выступил со стихами в 1921 в Ростове-на-Дону, где учился на экономическом факультете университета. Первый юмористический рассказ опубликовал в журнале «Чудак» (1929). Именно с этого времени Ленч начинает постоянно работать в жанре короткой юмористической прозы.
С 1934 сотрудник журнал «Крокодил». Недосягаемым, но верным для себя образцом он считал М.Зощенко, с которым начиная с 1930-х переписывался. По его словам (в одном из писем к М.Зощенко), он больше всего боялся стать простым подражателем, что ему, правда, мало угрожало по складу его дарования. Рассказы Ленча, по сравнению с зощенковскими, рассчитаны на легкую улыбку, их общий тон и стиль водевильный, в основе сюжетов смешные положения, недоразумения, курьезы, не предполагающие в большинстве случаев глубокого социально-психологического подтекста. Такой юмор, обусловленный характером дарования, удачно подходил к общественно-литературной обстановке 1930-х с их установкой на непременную жизнерадостность. Эта же особенность таланта позволила Ленчу успешно работать в юмористической литературе и в последующие годы (1940-50-е), когда возобладала «теория бесконфликности» и предпочиталось изображение «борьбы хорошего с лучшим». «Смех сквозь слезы» был совершенно чужд художническому характеру Ленча. Вместе с тем внутренняя ориентация на М.Зощенко, позволившая ему поддерживать своего учителя в трудные для него опальные годы, позволяла Ленчу насыщать свои произведения подчас метко схваченными подробностями жизни. Именно эти подробности, детали, штрихи, словечки «из быта» придавали его вещам, непритязательным и легким, известную жизненную, чаще всего бытовую плотность.
В 1936, не без помощи М.Зощенко, к которому он обращался с просьбами о рекомендации для издательства, вышел сборник «Первая улыбка», в 1938 — «Знакомое лицо». Тогда же по рекомендации М.Зощенко он был принят в Союз советских писателей.
В годы Великой Отечественной войны Ленч работал в редакции газете Брянского фронта. Его газетная продукция велика и разнообразна. Как юморист и сатирик, он, по-видимому, впервые обрел четкого и явного противника — оккупанта, фашиста, его проза и стихи насыщаются силой и меткостью: в стихах-юморесках, посвященных бойцам, боевую жизнь которых он знал не понаслышке, просверкивает народная речь, они нередко забавны, остроумны и в чем-то перекликаются с «Василием Теркиным» А.Твардовского — особенно в описаниях шутейных положений. Они рассчитаны на то, чтобы дать солдату минуту отдыха. На это рассчитывал в своих интермедиях в великой «Книге про бойца» и А.Твардовский. В послевоенные годы Ленч работает в много образных комических и «серьезных» жанрах. Он — постоянный сотрудник сатирического киножурнала «Фитиль», созданного С.Михалковым. Наряду с привычными миниатюрами и скетчами он пишет повесть «Черные погоны» и серию автобиографических «Рассказов о моей жизни», которые в совокупности представляют собою своеобразную повесть в новеллах. С годами, особенно в позднем творчестве, Ленч все более и более соприкасается с русской классикой, главным образом с А.Чеховым. Критика не без удивления отмечала, что юмористическая проза Ленча насыщается элегичностью, его повествовательная манера вбирает в себя многое из разных литератур — он любил и внутренне ориентировался на Диккенса, не были чужды ему М.Твен и Шолом-Алейхем. Юмористичность Ленч перестает быть поверхностной и явно видимой — она уходит вглубь и все более смыкается с великими гуманистическими традициями русской и мировой литературы. От водевильности к элегии, от юмористики к «комедии жизни» — так можно было бы определить путь Ленча.
Соч.:
Избранные произведения: в 2 т. М., 1982;
Первая улыбка. М., 1936;
Знакомое лицо. М., 1938;
Юмористические рассказы. М., 1951;
Дорогие гости. М., 1954;
Комедии, сценки, шутки. М., 1961;
Черные погоны. М., 1962;
Речное кино. М., 1973;
Избранное. М., 1975;
Лит.:
Васильев С. Умный смех // Октябрь. 1951. №7;
Леонтьев Н Рассказы Леонида Ленча // Нева. 1958. №11;
Литвинов В. Ленч бывает разным // Знамя. 1965. №8;
Гуральник У.Л. Леонид Ленч и его герои // Леонид Ленч. Избранное. М., 1975. С.3-13.
А.И.Павловский